Головбух

Возвратная финансовая помощь

30 вересня 2019
138
Середній бал: 5 із 5
Бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів

В условиях финансовых трудностей получить денежный заём может быть единственным спасением. Альтернатива банковскому кредиту - взять средства в долг у другого предприятия. Это могут сделать обычные и зарегистрированные физлица, а также юрлица. В консультации рассмотрим, что такое возвратная финансовая помощь и чем она отличается от обычного займа, существующие проблемы финансового мониторинга, ознакомимся с нюансами её налогообложения и учёта.

Правовая основа возвратной финансовой помощи

Термин "возвратная финансовая помощь" - это сугубо налоговое понятие, которое означает хозяйственную операцию, которая  относится к разновидности займа и оформляется договором займа (§ 1 гл. 71 ГКУ). С точки зрения права - это заём. Однако, с точки зрения НКУ существует разница между обычным займом и финансовой помощью (ВФП), что можно видеть в таблице ниже.

Критерии сравнения

Договор займа и его налоговая трактовка:

Возвратная финансовая помощь

(пп. 14.1.257 НКУ)

Заём в налоговом смысле

(пп. 14.1.267 НКУ)

Предмет договора

Денежные средства

Начисление и уплата процентов

Нет

Да

Обязательность возврата

Да

Да

Является ли финансовой услугой

Нет*

Да

* Если выдача ВФП носит систематический характер, то налоговики трактуют такую ​​операцию как финансовое посредничество, например в письме ГФС от 28.02.2019 г. № 806/10/ИНК14-29-12-03-22.

Как видим, ключевое отличие между финансовой помощью и займом в налоговом её понимании - в уплате процентов. Возвратная финансовая помощь возвращается в той же самой сумме, которая была выдана, и проценты не выплачиваются.

Безпроцентность возвратной финансовой помощи

Почему налоговики разграничивают понятия ВФП и займа? Займы с процентами подпадают под понятие финансовой услуги, которой считается операция с финансовыми активами, имеющая цель получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2664). Финуслуги являются объектом регулирования Госфинуслуг и могут предоставляться только финансовыми учреждениями в условиях получения соответствующей лицензии (банки, кредитные союзы, ломбарды и т.д.). Беспроцентный заём не является финансовой услугой, так как у него нет цели получения прибыли.

Внимание: Беспроцентная ВФП не считается финансовой услугой, а потому не требует лицензии

Ввиду такой трактовки финуслуг, предприятиям не следует включать в договоры займа уплату процентов или определённых комиссий. Против предоставления нефинансовыми учреждениями финансовых услуг высказывались госорганы:

  • Госфинуслуг - письмо от 14.06.2006 г. № 5543/11-5;
  • ГФС - письмо от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216.

Внимание: В договоре ВФП лучше прямо указать в одном из пунктов о безпроцентности займа

Форма договора и срок возврата помощи

Заключается договор займа в письменной форме. Исключением может быть только заём физическому лицу в размере не более 1700 грн (ч. 1 ст. 1047 ГКУ). При заключении договора при этом являются не обязательными:

  • расписка заёмщика, так как факт получения денег подтверждают, как правило, другие документы - платёжное поручение, банковская выписка, расходный кассовый ордер и др. Но её можно составить с указанием суммы, даты получения и срока возврата;
  • нотариальное заверение договора - оно осуществляется только по желанию сторон договора.

Внимание: Договор займа должен быть письменным и обязательно содержать срок возврата

Срок возврата определяется договором. Если он не указан, то заём должен быть возвращён в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования. Однако, для отсутствия проблем с ГФС, следует обязательно указывать срок возврата в одном из пунктов договора. Если это не сделать, то при проверке налоговики могут квалифицировать финансовую помощь как безвозвратную с соответствующими последствиями.

Предоставление возвратной финансовой помощи и единый налог

Предоставлять возвратную финансовую помощь из упрощенцев могут только:

  • плательщики единого налога 3 группы - юрлица. ГФС не считает такую ​​операцию запретной для таких налогоплательщиков (письмо ГФС от 05.02.2016 г. № 2503/6/99-95-42-03-15, письмо ГФС от 28.02.2019 г. № 806/10/ИНК14-29-12-03-22, разъяснение 108.01.02 ОИР). Однако, в этом же письме есть и оговорка: такая деятельность по предоставлению возвратной финансовой помощи на постоянной (систематической) основе рассматривается как финансовое посредничество, операции по которому запрещены плательщикам единого налога п. 291.5 НКУ. Итак, возвратная финансовая помощь должна предоставляться на разовой основе. Однако, сколько раз можно предоставить "разово", чтобы не было "систематически" налоговики не уточняют;
  • плательщики единого налога 4 группы. По ним не установлены ограничения относительно предоставления возвратной финансовой помощи, так как в п. 291.51 НКУ не упоминается о запрете финансового посредничества. Выдача и возврат ВФП не влияет на их объект налогообложения.

Внимание: Единоналожники-юрлица 3 группы могут оказывать ВФП, но на разовой основе

Предоставлять ВФП налоговики запрещают вообще единоналожникам-физлицам, так как такая деятельность для них рассматривается как финансовое посредничество (письмо ГФС от 14.11.2017 г. № 2609/К/99-99-13-02-03-14/ИНК, разъяснение ГФС 107.04 ОИР). ГФС при этом апеллирует к КВЭД, где предоставление возвратной финпомощи принадлежит к коду 64 "Предоставление финансовых услуг" и запрет единоналожникам заниматься финансовым посредничеством (п. 6 пп. 291.5.1 НКУ). Почему практически в одной и той же ситуации налоговики по разному трактуют "финансовое посредничество" для единоналожников-юрлиц и единоналожников-физлиц - вопрос исключительно к ним самим. Прямые ограничения со стороны НКУ отсутствуют.

Получение возвратной финансовой помощи и единый налог

Юрлица-плательщики единого налога 3 группы не отражают сумму полученной и возвращённой финансовой помощи в налоговом учёте (пп. 3 п. 292.11 НКУ).

Внимание: С ВФП придётся платить налог, если она не была погашена за 12 месяцев

Относительно получения возвратной финансовой помощи, то её могут получать все упрощенцы, как физлица, так и юрлица. Однако, относительно них действует особое правило (разъяснение 108.01.02 ОИР): налогоплательщик не учитывает в составе дохода полученную возвратную финансовую помощь при условии, что возвращает помощь в течение 12 кал. месяцев со дня её получения. Сумма невозвращённой финансовой помощи включается в состав дохода единщика на следующий день после окончания 12-месячного срока со дня получения такой помощи (пп. 3 п. 292.11 НКУ). Отсюда вытекают следующие выводы:

  • 12-месячный срок исчисляется с даты каждого получения возвратной помощи (её можно получать частями)
  • даже если потом по истечении 12-месячного срока единщик погашает возвратную помощь, то налог всё равно уплачивается и механизма уменьшения дохода единщика на сумму уплаченной помощи в будущем нет;
  • "просроченная" возвратная финансовая помощь попадает в доход того квартала, в котором истёк 12-месячный срок;
  • если заёмщик по истечении 12-месячного срока уже находится на общей системе, то налогообложения нету, так как нормы п. 292.11 НКУ применяются к действующим плательщикам единого налога.

Относительно ситуации перехода с общей системы на упрощённую с уже полученной финпомощью, то здесь опять есть противоположные мнения ГФС относительно единоналожников физлиц и юрлиц. Если возвратная финансовая помощь единоналожником 3 группы юрлицом была получена в период пребывания на общей системе налогообложения, то правило 12 месяцев не применяется (разъяснение 108.01.02 ОИР). Однако, относительно ФЛП 1-3 группы мнение ГФС противоположное: ВФП налогооблагается (разъяснение 107.04 ОИР). Учитывая, что пп. 3 п. 292.11 НКУ таких деталей не уточняет при переходе на упрощённую систему всем лучше погашать возвратную помощь до истечения 12-месячного срока (если надо, то договор займа можно оформить заново).

Внимание: При переходе с общей системы налогообложения на упрощённую лучше погасить ВФП до окончания 12-месячного срока

Без ограничений получает помощь 4 группа единоналожников, так как там нет объекта налогообложения (у них это земельные участки).

Финансовый мониторинг возвратной финансовой помощи

На практике современные налогоплательщики зачастую получают проблему неналогового характера: блокировка банком операции по предоставлению возвратной финансовой помощи из-за не прохождения ею критериев финансового мониторинга. В реальной ситуации уровень паранойи у разных банков отличается и то, что может блокировать один банк, пропускает другой. Однако, приведём некоторые общие критерии современного финансового мониторинга:

  • оказание помощи происходит на значительную сумму - более 150 тыс. грн или её эквиваленте (пп. 10 п. 2 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга (постановление НБУ от 26.06.2015 г. № 417, далее - Положение № 417);
  • помощь имеет один из признаков п. 1-17 ч. 1 ст. 15 Закона Украины от 14.10.2014 г. № 1702, среди которых: осуществление финансовой операции наличными (внесение, перевод, получение средств), расчёты за финансовую операцию в наличной форме, одна из сторон кредитного соглашения имеет период деятельности, не превышающий 3 месяца, перечисление или получение средств происходит через некоммерческую организацию, одна из сторон попала под критерии высокого риска клиента.

К высокорисковым относятся операции, которые не соответствуют финансовому состоянию клиента.

Внимание: Чтобы избежать проблем с финмониторингом операции по предоставлению возвратной финансовой помощи рекомендуем проводить в пределах 150 тыс. грн и только в безналичной форме (как предоставление, так и погашение). Возможно, придётся и сменить банк

Если операция находится в пределах 15 тыс. грн - 150 тыс. грн, то банк проводит только идентификацию и верификацию получателя перевода по паспорту и идентификационному коду, может потребовать дополнительные документы, например, справку о доходах, декларацию и т.д. (п. 56 Положения № 417 ). Операции до 15 тыс. грн не подпадают под финмониторинг вообще.

Предоставление возвратной финансовой помощи физлицу

Предоставление возвратной финансовой помощи физлицам возможно как работникам предприятия, так и несвязанным с ним лицам. Если это работник предприятия, то возможен такой вариант её погашения, как отчисление с заработной платы работника. Однако, это можно только при условии указания такого способа погашения в договоре. Также существует ограничение по ст. 128 КЗоТ относительно размера отчислений (20%), однако, его можно обойти, если прописать это в договоре займа.

Обращаем внимание, что если финпомощь выдаётся наличными, то согласно п. 6 Положения о ведении кассовых операций (приказ НБУ от 29.12.2017 г. № 148) существуют следующие ограничения по расчётам за один день:

  • при выдаче обычному физлицу - не более 50 000 грн;
  • при выдаче ФЛП (и другим субъектам хозяйствования) - не более 10 000 грн.

Внимание: Выдача и возврат возвратной финансовой помощи не облагается налогом

Этих ограничений следует придерживаться и при возвращении помощи. Внесение денег через кассу банка через оформление заявления на перевод наличности для получателя считается безналичной операцией. В заявлении обязательно должно быть указано назначение платежа: "Возвратная финансовая помощь ..." (и реквизиты договора).

Вопросы налогообложения такой помощи сведены в компактную таблицу.

Налоги, сборы, платежи

Налогообложение возвратной финансовой помощи

Выдача возвратной финансовой помощи

Налог на прибыль

Не облагается налогом и не вызывает налоговых разниц (письмо ГФС от 07.04.2017 г. № 7307/6/99-99-15-02-02-15).

НДС

Не является объектом налогообложения НДС, так как это не является поставкой товаров, работ, услуг (письмо ГФС от 07.04.2017 г. № 7307/9/99-99-15-02-02-15).

НДФЛ

Сумма возвратной финансовой помощи не включается в общий доход физлица (ст. 165.1.31 НКУ). Однако, кредитор должен отразить её в форме 1ДФ:

  • признак дохода "153" - при выплате обычным физлицам, в графах 3а и 3 отражается сумма начисленной и выплаченной помощи, графы 4а и 4 (удержанный НДФЛ) не заполняются (прочерки в бумажном варианте) (разъяснение 103.25 ОИР)
  • также признак дохода "153" - применяется при выплате финпомощи физлицу-предпринимателю (а не "157", который обычно используется для выплат ФЛП) (103.25 ОИР).

Если физлицо является предпринимателем общей системы налогообложения, то получение помощи также не является объектом налогообложения, так как это не доход от реализации товаров, услуг (ст. 177 НКУ).

ВС

Не облагается (п. 161 подразд. 10 раздела ХХ НКУ). Суммы начисленной помощи, однако, отражаются в разделе II формы 1ДФ за строкой "Военный сбор".

ЕСВ

Возвратная финансовая помощь не относится к фонду оплаты труда, поэтому не является базой начисления ЕСВ (п. 3.28 Инструкции Госстатистики от 13.05.2004 № 5, далее - Инструкция № 5). Также это не выплата по гражданско-правовому договору по проведению работ (оказанию услуг).

Списание долга по возвратной финансовой помощи через прощение до истечения срока исковой давности

Предприятие может простить долг физлицу до истечения срока исковой давности. В таком случае должник уведомляется письменно путём отправления заказного письма с уведомлением о вручении, заключением соответствующего договора (например, соглашения о прощении долга) или сообщением лично под роспись.

Внимание: В случае письменного уведомления физлицо должно самостоятельно уплатить НДФЛ и ВС по прощённому займу

Налоги, сборы, платежи

Налогообложение возвратной финансовой помощи при прощении долга

Налог на прибыль

Ситуация зависит от типа налогоплательщика:

  • малодоходники (менее 20 млн грн, не ведут учёт налоговых разниц) - всё происходит по правилам бухучёта, то есть сумма долга списывается на расходы;
  • высокодоходники (более 20 млн грн, ведут учёт налоговых разниц) - должны провести корректировку. На сумму бухгалтерских расходов, связанных со списанием такой дебиторской задолженности всегда увеличивается финрезультат. Прощение долга по самостоятельному решению не соответствует критериям безнадёжной задолженности пп. 14.1.11 НКУ, поэтому провести уменьшение финрезультата нельзя.

Единственный вариант, когда высокодоходники смогут провести уменьшение финансового результата на сумму списанного долга - это соблюдение критерия "г" пп. 14.1.11 НКУ. Задолженность должна быть просрочена более чем на 180 дней и не превышать 25% минимальной зарплаты в расчёте на год на 01 января налогового года (в 2019 г. - 1043,25 грн). Сумма превышения 1043,25 грн в таком случае не рассматривается как безнадёжная задолженность в понимании НКУ и не относится и на уменьшение финрезультата.

НДС

Не является объектом налогообложения.

НДФЛ

Сумма такого прощённого долга рассматривается как дополнительное благо (п. "д" п. 164.2.17 НКУ). Облагается сумма, превышающая в расчёте на год 25% минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчётного года (в 2019 году. - 1043,25 грн) (пп. 165.1.55 НКУ).

Возможные варианты:

  • НДФЛ удерживает предприятие как налоговый агент;
  • НДФЛ платит сам "прощённый" через подачу декларации об имущественном состоянии и доходах по итогам соответствующего года.

В последнем случае "прощённый" должен быть уведомлён заимодавцем письменно.

Прощение долга приравнивается к выплатам в натуральной форме, поэтому база обложения НДФЛ рассчитывается путём использования натурального коэффициента 1,219512 (= 100/(100-18)). Например, прощена сумма - 51043,25 грн. Из неё 1043,25 грн - не облагается. Сумма НДФЛ = 50000×1,219512×0,18 = 10975,61 грн.

Независимо от того, кто платит НДФЛ, сумма прощённого долга отражается в форме 1 ДФ (103.25 ОИР):

  • признак дохода "126" - в части суммы превышения 1043,25 грн. Если займодатель сообщил плательщику о прощении долга, то тогда графы 4а и 4 раздела I он не заполняет (проставляются прочерки в бумажном варианте). Если же НДФЛ платит займодатель, то тогда необходимо заполнить данные графы;
  • признак дохода "127" - в части суммы, не превышающей 1043,25 грн.

ВС

Сумма прощения долга облагается по тем же правилам, что и НДФЛ (пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 раздела ХХ НКУ), то есть ВС уплачивается или заимодавцем, или "прощённым" с той же суммы, с которой уплачивается НДФЛ.

ВС в случае получения неденежного дохода рассчитывается от стоимости выплаты без использования натурального коэффициента (письмо ГФС от 20.11.2015 г. № 24759/6/99-99-17-02-01-15). Это значит, что для прощённой суммы 51043,25 грн сумма ВС = 50000×0,015 = 750,00 грн (1043,25 грн не облагаются).

В форме 1ДФ основная сумма долга, которая была прощена заимодавцем отображается в разделе II в графе "Военный сбор".

ЕСВ

Здесь существует неоднозначность законодательства. С одной стороны, отношения по займу не относятся к трудовым отношениям, а связаны с договором гражданско-правового характера. Договор гражданско-правового характера в данном случае является договором займа, а не выполнения работ (оказания услуг), поэтому сумма прощённого долга не является фондом оплаты труда и не является базой налогообложения ЕСВ.

Однако, существует письмо Госкомстата от 08.06.2016 г. № 09.4-12/147-16, согласно которому "сумма займа, которая согласно решению руководства предприятия не подлежит возврату работником, относится к фонду оплаты труда в части других поощрительных и компенсационных выплат". Конечно, это письмо касается исключительно заполнения статотчётности, однако содержит в себе опасность и для других ситуаций.

Кроме того, есть ещё разъяснения ГФС (301.03 ОИР), что если предприятие систематически (на постоянной основе) прощает долги, то они подпадают под понятие материальной помощи, носящей систематический характер по п. 2.3.3 Инструкции № 5 и входят в фонд других поощрительных и компенсационных выплат, на которые начисляется ЕСВ. Для того, чтобы ЕСВ не было такая помощь должна носить разовый характер, но сколько "разово" её можно выдавать ГФС не уточняет, что создаёт риски для налогоплательщика.

Списание долга по истечении срока исковой давности

Срок исковой давности в общем случае составляет 3 года со дня нарушения заёмщиком своих обязательств. Списание долга по истечении срока исковой давности имеет свои особенности, которые приведены ниже в таблице.

Налоги, сборы, платежи

Налогообложение возвратной финансовой помощи при её списании как безнадёжного долга

Налог на прибыль

Дебиторская задолженность списывается следующим образом:

  • у плательщиков-малодоходников (доход до 20 млн грн, не определяют налоговые разницы) - по правилам бухучёта, то есть за счёт резерва сомнительных долгов или расходов;
  • у плательщиков-высокодоходников (доход более 20 млн грн, определяют налоговые разницы) - с учётом налоговых разниц пп. 139.2.1 и 139.2.2 НКУ (письмо ГФС от 07.04.2017 г. № 7307/6/99-99-15-02-02-15).

Налоговые разницы:

  • увеличение финрезультата на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов и сумму расходов от списания дебиторской задолженности по такой финпомощи сверх суммы резерва;
  • уменьшение финрезультата на сумму списания дебиторской задолженности по финпомощи, если она соответствует критериям безнадёжной задолженности по пп. 14.1.11 НКУ. Напомним, что для того, чтобы воспользоваться п. "а" п. 14.1.11 НКУ одного лишь истечения срока исковой давности недостаточно: предприятие ещё должно доказать, что оно приняло все меры по возврату долга. Итак, реальным основанием для списания долга является лишь п. "г" пп. 14.1.11 НКУ.

НДС

Не является объектом налогообложения.

НДФЛ

Сумма такого прощённого долга рассматривается как дополнительное благо (пп. 164.2.7 НКУ). Облагается сумма, превышающая в расчёте на год 50% месячного прожиточного минимума, установленного на 1 января отчётного года (в 2019 г. - 960,50 грн) (пп. 164.2.7 НКУ).

НДФЛ в данном случае должно уплатить само физлицо через подачу декларации об имущественном состоянии и доходах по итогам соответствующего года.

Сумма списанного долга отражается в форме 1ДФ (103.25 ОИР):

  • признак дохода "107" - в части суммы превышения 960,50 грн, графы 4а и 4 при этом не заполняются (прочерки в бумажном варианте)
  • признак дохода "127" - в части суммы, не превышающей 960,50 грн.

ВС

Налогообложение происходит по тем же правилам, что и для НДФЛ для данного случая. Сумма списанной задолженности физлица отображается в разделе II формы № 1ДФ.

ЕСВ

Суммы списанных из-за истечения срока исковой давности долгов не входят в фонд оплаты труда (см. Инструкцию № 5), поэтому и не являются объектом обложения ЕСВ.

Бухгалтерские проводки по возвратной финансовой помощи

Ниже приведены проводки относительно описанных ранее различных ситуаций по учёту возвратной финансовой помощи физлицам. Если финансовая помощь предоставляется на срок менее 1 года, то сразу применяется субсчёт 377 "Другая дебиторская задолженность".

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Выдача возвратной финпомощи физлицу сроком на 2 года

1

Перечислена сумма помощи на счёт физлица 01.06.2019 г.

183

311

100000,00

2

Отражена та сумма, которая будет погашена в течение 12 месяцев с даты

377

183

30000,00

3

Физлицо вернуло часть возвратной финпомощи

311

377

15000,00

Прощение суммы долга 51043,25 до истечения срока исковой давности

4

Списана сумма долга (предприятие сообщило физлицу письменно под расписку, поэтому не является налоговым агентом по НДФЛ)

949

377

51043,25*

Списание суммы долга 50960,50 грн по истечении срока исковой давности

5

Предварительное начисление резерва сомнительных долгов на основе анализа платежеспособности должника

944

38

50960,50*

6

Списание суммы долга за счёт резерва сомнительных долгов

38

377

50960,50

*физлицо должно уплатить с 50000 грн самостоятельно НДФЛ = 10975,61 грн и ВС = 750 грн (1043,25 грн в первом случае и 960,50 грн - во втором случае не облагаются налогом, расчёт и объяснения см. в таблицах выше).

Налогообложение списания ВФП выданной юрлицам

В случае невозврата ВФП её учёт осуществляется по правилам списания безнадёжной дебиторской и кредиторской задолженности:

  • у заимодавца происходят аналогичные корректировки, как и при списании дебиторской задолженности по физлицам на основании п. "а" п. 14.1.11 НКУ;
  • у заёмщика ситуация по списанию кредиторской задолженности отражается аналогично бухучёту, налоговых разниц не предусмотрено. У единоналожников ВФП при невозврате в течение 12 месяцев включается в доход.

logo
Потрібен цей файл?

 Зареєєструйтеся та скачуйте будь-які файли на порталі:

 ✔ бланки документів

 ✔ зразки заповнення бухгалтерських форм

 ✔ приклади наказів, положень, інструкцій, довідок

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Я тут вперше
або зайти через соцмережі
Зареєструватися і скачати файл
Потрібен цей файл?

 Зареєєструйтеся та скачуйте будь-які файли на порталі:

 ✔ бланки документів

 ✔ зразки заповнення бухгалтерських форм

 ✔ приклади наказів, положень, інструкцій, довідок

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Я тут вперше
або зайти через соцмережі
Зареєструватися і скачати файл
Найцікавіше — далі!

Дочитайте до кінця, щоб не випустити нюансів, які важливі саме для Вас

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Я тут вперше
Реєстрація за хвилину!
Зареєструватися і дочитати
×

Отримуйте найсвіжіші новини бухгалтерії у Messenger

 

Ми готуємо для вас найсвіжіші новини бухгалтерії. Отримуйте їх першими!

Підписатися на новини